ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАМЕНА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Самый распространенный способ, однако трудоемкий, опасный, отнимающий много времени. Разряженная батарея извлекается посредством траверсы с чалками. Крюки чалок цепляются за отверстия, предусмотренные в корпусе АКБ.
Сама траверса монтируется на другом погрузчике. Альтернатива траверсе — тельфер (таль с электрическим приводом, устанавливаемая на двутавровой балке). Вертикальная замена АКБ требует определенной сноровки. Чалки или крюки тельфера располагают точно над местом посадки батареи, а выгружают ее предельно аккуратно. Продолжительность работы зависит от конструкции погрузчика и умения оператора. В среднем это занимает до 20 минут. Единственный плюс вертикальной выгрузки — универсальность. Если на корпусе батареи есть отверстия под крюки, ее можно извлечь, не повредив АКБ и сам погрузчик. Однако недостатков больше. К ним относятся: потребность во втором грузоподъемном устройстве; потребность в помощнике (один оператор с задачей не справится); квалификация персонала (ввиду сложности выгрузки АКБ); есть риск падения батареи с высоты и порчи устройства. Обосновать вертикальную выгрузку аккумулятора можно одной причиной — конструкция некоторых вилочных погрузчиков просто не предполагает иного способа извлечения агрегата.
БОКОВАЯ ЗАМЕНА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Выпускаемые в XXI веке вилочные погрузчики оснащаются боковыми дверцами, через которые выгружается АКБ. По сравнению с вертикальным способом это занимает меньше времени, не требует применения крюков и тросов. Риск падения и повреждения батареи сведен к нулю, поскольку она скатывается, а не поднимается на высоту. Различают три способа боковой выгрузки аккумулятора: при помощи второго вилочного погрузчика; при помощи стола с рольгангами; при помощи гидравлической тележки. Выбор того или иного метода зависит от конструктивных особенностей вилочного погрузчика. К примеру, в технике Goodsense реализован вариант с тележкой. Погрузчик оснащен П-образной рамкой, куда ставится аккумулятор. Для его выгрузки под рамку подводят тележку, на которой «вывозят» батарею. Схожим образом АКБ выгружается посредством стола с рольгангами. Боковую дверцу отворяют, подставляют к вилочному погрузчику стол; аккумулятор выдвигают, ставят на него, откатывают к месту зарядки. В третьем случае — выгрузка посредством второго вилочного погрузчика — вилы устанавливают под аккумулятор.
ДОСТОИНСТВА БОКОВОЙ ВЫГРУЗКИ
Сначала о недостатках. Любой из трех приведенных методов требует дополнительных вложений — на рольганговый стол, гидравлическую тележку, тем более на еще один погрузчик. Второй минус боковой выгрузки — необходимость обеспечить свободную площадь для маневрирования, что в складских помещениях является трудной задачей. Однако боковая замена аккумулятора — лучший способ безопасного извлечения устройства. Тому есть ряд причин: дешевизна метода; высокая скорость выгрузки (менее 15 минут); возможность извлечения АКБ одним человеком (оператором/водителем погрузчика); не требуется монтаж тельфера, выделение участка под его установку, обслуживание подъемного устройства; минимальный риск повреждения аккумулятора; возможность совершить ошибку оператором минимальна; безопасность для находящихся на складе работников. Единственным сходством в методах вертикальной и боковой выгрузки является необходимость привлечения дополнительного оборудования. В первом случае это таль или погрузчик, во втором — рольганговый стол, погрузчик либо гидравлическая тележка. То есть имеются общие недостатки. По достоинствам же выигрывает боковая выгрузка АКБ. Залогом скорости работы и обеспечения безопасности является соблюдение предписанной технологии. Следуя инструкции по работе с рольгангами или тележкой, легко убедиться, что боковая выгрузка аккумулятора — наиболее удобный метод его замены.