Причиной повышенной дымности выхлопных газов дизельного двигателя всегда является неполное сгорание топлива. А вот причины неполного сгорания топлива в каждом конкретном случае бывают различными. Полнота сгорания топлива зависит от очень многих составляющих, но прежде всего она зависит от технического состояния самого двигателя, качества топлива и исправности системы впрыска топлива.
Существенными факторами также являются манера вождения и интенсивность движения. Движение в городских условиях обычно требует от водителя делать больше резких разгонов, при которых увеличивается выброс выхлопных газов. Езда в условиях высокогорья также может сопровождаться увеличением дымности выхлопных газов, и это не обязательно является признаком неисправности автомобиля. Просто, чем выше в горы Вы подымаетесь, тем более разряженный там воздух и на значительных высотах, двигателю не хватает кислорода для полного сгорания топлива в цилиндрах.
Дымность выхлопных газов после пуска холодного двигателя может быть признаком неисправности в системе пуска холодного двигателя.
В современном дизельном легковом автомобиле, на глаз, очень трудно определить цвет выхлопных газов, поскольку они проходят через каталитический нейтрализатор тройного действия. Но все же, повышенная дымность помимо того, что она неприятна сама по себе, для любого владельца автомобиля. Она еще и является признаком какой-либо неисправности и поэтому всегда требует своевременного отыскания и устранения ее причины. Давайте посмотрим, на что здесь следует обратить внимание.
Черный дым
Появляется вследствие избытка топлива или недостатка воздуха в момент воспламенения топлива. В выхлопных газах становится заметно наличие сажи. Причины этого могут быть следующие:
- впрыскивается избыточное количество топлива; - неверное опережение впрыскивания (слишком раннее); - засорен воздушный фильтр, слишком слабый поток воздуха; - изношенные форсунки; - неподходящее топливо; -противодавление в системе выпуска отработавших газов (забита выхлопная труба, чаще всего это катализирующий элемент).
Черный дым при резкой даче газа и при движении под нагрузкой вызывается обычно неисправностями форсунок или ранним углом опережения впрыска. Ранний угол впрыска обычно вызывает значительную задержку самовоспламенения с последующим резким ростом давления в цилиндре из-за самовоспламенения большей части топливного заряда, что провоцирует жесткую работу двигателя и образование большого количества сажи.
Иногда черный дым вызывается неисправностями турбокомпрессора, который не развивает достаточного давления надува или пропускает во впускной тракт значительное количество масла из-за износа лабиринтных уплотнений вала турбины.
Эксплуатация автомобиля с повышенным дымлением не приводит к повреждению двигателя или его деталей, однако длительная езда с неисправными распылителями форсунок или ранним углом впрыска приводит к прогару форкамер, обгоранию поршней и разрушению перемычек, что требует в дальнейшем серьезного ремонта. В то же время незначительный выброс черного дыма при резком нажатии на педаль газа не более чем на 1 секунду считается допустимым и не требует вмешательства в топливную систему.
Длительная езда с неисправными распылителями форсунок или ранним углом опережения впрыска приводит к прогару форкамер, обгоранию поршней и разрушению перемычек.
Голубой дым
Появляется вследствие неполного сгорания топлива. Состоит из частичек сконденсировавшегося топлива. Его источником может быть также масло (высокий расход масла). Основными причинами появления голубого дыма являются: - слишком малое опережение впрыскивания; - неисправность форсунок; - высокий расход масла; - низкая рабочая температура; - низкое качество топлива; - утечка масла из турбонагнетателя.
Если при пуске холодного двигателя выделяется большое количество сизого дыма и двигатель работает неустойчиво, а по мере прогрева это явление исчезает, то это явный симптом снижения компрессии в одном из цилиндров или неисправности одной-двух свечей накала. Из-за этого, в момент пуска холодного двигателя, один из цилиндров не работает и топливо в нем испаряется, не сгорая, а затем по мере прогрева двигателя начинается устойчивое самовоспламенение, цилиндр включается в работу и дым исчезает.
С такой неисправностью можно какое-то время эксплуатировать машину, не опасаясь повреждений, но все равно следует помнить о том, что неравномерная работа холодного двигателя существенно ускоряет его износ, а ремонт дизельного двигателя обойдется Вам значительно дороже ремонта бензинового.
Белый дым
Обычно белый дым появляется при пуске холодного двигателя. Состоит он из частичек сконденсировавшегося топлива. Т.е. топливо имело больше времени для конденсации, чем в случае образования голубого дыма. Чаще всего появление белого дыма является следствием утечки охлаждающей жидкости в выхлопной системе двигателя, в головке цилиндров или внутри прокладки головки цилиндров. Но может образовываться и в случаях когда: - не работают свечи пускового подогрева; - низкая компрессия в цилиндрах; - низкая рабочая температура; - неисправны форсунки; - слишком малое опережение впрыскивания; - утечка воды; - неисправна система пуска холодного двигателя.
Бело-сизый дым с едким запахом не сгоревшей солярки вызывается тем, что топливо не сгорает в цилиндре, а испаряется на горячих деталях выпускного тракта. Обычно это вызывается неисправностями топливоподающей аппаратуры, поздним углом опережения впрыска либо отказом в работе одного из цилиндров. Эксплуатация двигателя в этом случае недопустима, так как это может привести к дальнейшим, более серьезным повреждениям двигателя. В этом случае ремонт дизеля будет необходим.
Неустойчивый холостой ход и провалы тяги, сопровождающиеся появлением сизого дыма, связаны с неисправностью подкачивающего насоса внутри ТНВД.
Основные неисправности дизельного двигателя
Затрудненный запуск двигателя.
Чаще всего возникают трудности запуска холодного двигателя в зимнее время. Если топливо и масло соответствуют сезону, а стартер обеспечивает достаточные пусковые обороты и при этом прогретый мотор заводится и работает без замечаний, то причиной плохого запуска является, либо низкая компрессия, либо неисправная система предпускового подогрева.
Нижняя граница компрессии у большинства двигателей составляет 20-26 бар. Если компрессия находится на нижней границе, указанной для конкретного мотора, или ее разброс по цилиндрам превышает 3-5 бар, то такой мотор требует ремонта. В 70 случаев из 100, простая замена колец оказывается бесполезной, и требуется расточка блока с установкой ремонтных поршней.
Об износе поршневой группы однозначно можно говорить и без измерения компрессии. Нужно открыть крышку масляной горловины двигателя или отсоединить шланг вентиляции картера и если увидите что из открытой крышки масляной горловины или отсоединенного шланга вентиляции картера интенсивно вырываются картерные газы, значить изношена поршневая группа.
Кстати, это наиболее простая проверка, которую можно самостоятельно осуществить при покупке подержанной машины. Если данное явление обнаружено, то от покупки следует отказаться или сразу снижать цену на стоимость капитального ремонта двигателя.
Проверить систему предпускового подогрева можно обычным тестером. Для этого следует подключить вольтметр к общей шине, по которой подводится напряжение на свечи, и включить зажигание. Если напряжение накала 12 В. (на некоторых японских моделях 6 В. или 24 В.) приходит на свечи и снимается через 20-30 секунд после погасания контрольной лампы в салоне, то реле управления свечами исправно.
Если напряжение не приходит вообще, то нужно первым делом проверить предохранители. Далее следует отсоединить общую шину и проверить их сопротивление омметром. У исправных 12-вольтовых свечей сопротивление в холодном стоянии составляет обычно 0,6-0,8 Ом. Если оно равно нулю, то в свече короткое замыкание, если сопротивление равно бесконечности, это означает обрыв внутри свечи. Такую свечу следует заменить.
Неисправности ТНВД или форсунок на холодный запуск влияют в гораздо меньшей степени, однако в совокупности со сниженной компрессией недостаточная величина опережения впрыска и плохо распыляющая топливо форсунка могут сделать запуск невозможным.
Иногда плохой пуск исправного двигателя, после длительной стоянки, бывает вызван подсосом воздуха в топливной системе. За время стоянки топливо "уходит" из ТНВД, и без прокачки системы двигатель не заводится. Затрудненный запуск горячего двигателя при легком холодном пуске всегда вызывается неисправностью ТНВД, связанной с износом плунжерной пары (гидравлической головки). Когда топливо нагревается, снижается его вязкость, и возрастают гидравлические потери в зазорах. Плунжер в этом случае не в состоянии развить давление достаточное для открытия форсунок на пусковых оборотах и топливо не поступает в камеру сгорания. Без замены плунжера в этом случае не обойтись.
Неустойчивая работа дизельного двигателя, падение мощности и тяги.
Если двигатель исправен, легко запускается и не расходует масло, то эти явления обычно объясняются нарушениями в работе ТНВД или других элементов топливной системы. Так неустойчивый холостой ход и провалы тяги, сопровождающиеся появлением сизого дыма, связаны с неисправностью подкачивающего насоса внутри ТНВД. Это обычно требует ремонта топливного насоса с полной разборкой, что невозможно сделать без соответствующего стенда. Иногда к тому же эффекту приводит более простая причина - подсос воздуха. Чтобы исключить ее, надо отсоединить всасывающий шланг от топливного фильтра и "покормить" мотор из отдельной емкости с чистой соляркой. Если мотор заработал нормально, следует искать место подсоса воздуха, если нет - ремонтировать ТНВД.
Повышенная шумность двигателя.
Для многих водителей дизельных автомобилей, ранее эксплуатировавших только бензиновые, звук работы их вполне исправного двигателя кажется им чрезмерным или угрожающим. Владельцу дизеля следует знать, что беспокойство должны вызывать шумы, выделяющиеся из общего равномерного стука работающего двигателя, по тональности или не совпадающие с частотой работы двигателя, или появляющиеся и исчезающие в определенном диапазоне оборотов.
Сразу должно насторожить появление посторонних звуков, сопровождающееся потерей мощности двигателя и появлением белого дыма. Это угрожающие симптомы. В любом случае, если появляются какие-либо опасения, лучше перестраховаться и, прекратив эксплуатацию двигателя, приступить к определению причины стука. Своевременное определение неисправности и диагностика дизеля позволяют избежать серьезного ремонта. Капитальный ремонт дизельного двигателя - это крайняя мера!
Обычно владелец автомобиля обращается с неисправностью, касающейся неудовлетворительной работы двигателя, вызванной плохим техническим состоянием (недостаточная компрессия, потеря герметичности цилиндров), неисправности в электрических цепях (датчиках, исполнительных механизмах) или неправильной регулировкой начала впрыска топлива, плохой работой ТНВД и форсунок.
Детальный осмотр и диагностика дизельного двигателя позволяют на первом этапе определить причины неудовлетворительной работы и оценить степень повреждения тех или иных механизмов дизеля.
Следующий этап-это разборка мотора и дефектовка его составляющих частей:
Признаки неисправностей и их причины
1. Затрудненный запуск холодного двигателя
2. Затрудненный пуск горячего двигателя
3. Неустойчивый холостой ход
4. Перебои в работе двигателя под нагрузкой
5. Падение мощности двигателя
6. Повышенный расход топлива
7. Повышенная дымность, черный выхлоп
8. Повышенная дымность, сизый выхлоп
9. Жесткая работа дизеля
10. Двигатель не развивает оборотов
11. Двигатель идет "вразнос"
Признаки неисправностей |
Неисправности |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Подсос воздуха в топливную систему |
||||
X |
X |
Неисправен электомагнитный клапан |
|||||||||
X |
Малая пусковая подача, неисправен ТНВД |
||||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Неисправен ТНВД |
||
X |
X |
Засорены топливопроводы, загустело топливо |
|||||||||
X |
X |
X |
Забит топливный фильтр |
||||||||
X |
X |
X |
Забит воздушный фильтр |
||||||||
X |
X |
X |
X |
Забиты трубопроводы обратки |
|||||||
X |
X |
X |
X |
Ранний впрыск топлива |
|||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Поздний впрыск топлива |
|||||
X |
X |
X |
X |
Нарушения регулировки подачи |
|||||||
X |
X |
X |
X |
X |
Неисправна форсунка (форсунки) |
||||||
X |
Неисправна система предпускового подогрева |
||||||||||
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Нарушены зазоры в приводе клапанов |
||||
X |
X |
X |
X |
X |
Низкая компрессия, износ цилиндро-поршневой группы |
||||||
X |
X |
X |
X |
X |
Повреждение одного из цилиндров |
||||||
X |
X |
X |
Неисправен турбокомпрессор |
||||||||
X |
X |
X |
Забит нейтрализатор отработавших газов |